Газета «Музыкальное обозрение» № 1 (265) 2006  



Завершив свои земные дела, 9 декабря ушел в мир иной Морис Шлёмович БОНФЕЛЬД — большой музыкант, замечательный учитель, талантливый композитор, выдающийся ученый.

Последняя неделя жизни Мориса Бонфельда прошла в напряженной работе: в понедельник, 5 декабря, в Нижнем Новгороде он был председателем государственной комиссии в Нижегородской консерватории и участвовал в работе музыковедческой конференции; во вторник и среду он был в Петербурге, в четверг, 8 декабря, Морис Шлёмович вернулся в Вологду...
За несколько дней до смерти Бонфельд назначил итоговое заседание кафедры на 15 часов 12 декабря. Именно в этот час в Вологодском педагогическом университете собрались не только члены кафедры — собрались сотни вологжан. К гробу «вологодского любимца» Мориса Шлёмовича Бонфельда были возложены 28 венков. Из Петербурга приехали его коллеги — профессора Борис Кац, Анатолий Милка, Виктор Лапин; из Москвы — засл. деят. иск. Петр Меркурьев. Панихиду вёл ученик М. Бонфельда, декан факультета Сергей Серебренник. Похороны проходили практически в полной темноте на Вологодском кладбище. В первый же день соболезнования выразили: От имени Российской общенациональной секции ИСМЕ (Международного общества музыкального образования при ЮНЕСКО) Валерий Брайнин (Президент), Эдуард Абдуллин (Вице-Президент). Елена Николаева (Генеральный секретарь); Джуди Тёнелл (Генеральный секретарь ИСМЕ, Австралия), Кэролайн Ван Никерк (Член Совета директоров ИСМЕ, Южно-Африканская республика), Рамона Тахир (Президент Малазийской секции ИСМЕ, Малайзия), Ректорат Московской государственной консерватории, Проф. М. Г. Арановский от имени Государственного института искусствознания, Редакция газеты «Музыкальное обозрение», Cанкт-Петербургская государственная консерватория, Союз композиторов Санкт-Петербурга – А. Петров, Г. Корчмар, Б Березовский, А. Нестеров и др., Факультет музыки РГПУ Санкт-Петербурга, Кафедра звукорежиссуры Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Петрозаводская государственная консерватория, Ростовская государственная консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова (ректор А. Данилов, проректор по научной и концертной работе проф. А. Цукер, проф. А. Селицкий, кафедра истории музыки); Астраханская государственная консерватория (ректор А. Мостыканов, кафедра теории истории музыки, Л. В. Саввина); Нижегородская государственная консерватория (музыковеды и композиторы Нижнего Новгорода – Т. Сиднева, Б. Гецелев, Т. Левая, В. Соколов, В. Цендровский, Э. Фертельместер), Диссертационный совет Новосибирской государственной консерватории (председатель С. Галицкая, ученый секретарь Н. Коляденко), Уфимская государственная Академия музыки, Архангельский высший педагогический колледж, Великоустюгская школа искусств....

Морис Бонфельд выстроил себя сам. В 1958, 19-летним юношей приехал он в Ленинград из Украины, практически без музыкальной подготовки, и поступил на теоретико-композиторское отделение Музыкального училища при консерватории. Безусловно, Морису повезло с учителями — по композиции он учился у Г. И. Уствольской, по теории и сольфеджио — у С. Е. Белкиной, музыкальную литературу ему преподавали Н. П. Розова, Е. А. Ручьевская. За короткий срок трудолюбивый, жадный к знаниям студент опередил в развитии своих соучеников. После окончания училища Бонфельд, став студентом-заочником теоретико-композиторского факультета, работал в Новгородском музыкальном училище преподавателем, заведующим теоретическим отделением, затем — заместителем директора по учебной работе. В консерватории судьба свела его с П. А. Вульфиусом и С. М. Слонимским.

После окончания ВУЗа, в 1968, Бонфельд переезжает в Вологду. Первые 10 лет он работает в Вологодском музыкальном училище (преподаватель, заведующий теоретическим отделением), а с 1978 и до конца жизни — в Вологодском государственном педагогическом институте/университете, последовательно занимая должности старшего преподавателя, заведующего кафедрой, доцента, профессора. В 1979 он защитил кандидатскую диссертацию, а в 1993 — докторскую.

Сейчас смело можно сказать, что сегодня Вологду знают не только благодаря «Вологодскому маслу». Во всем просвещенном музыкальном мире знают выдающегося педагога, музыкального ученого Бонфельда из Вологды. Именно Морису Шлёмовичу принадлежит заслуга организации кафедры истории и теории музыки и музыкальных инструментов Вологодского педагогического института, первым заведующим которой он был; А в 1993, по инициативе профессора открывается новая кафедра — теории и истории музыки, которой Бонфельд руководил до последнего своего часа. При кафедре открыта аспирантура, в которой под руководством Бонфельда подготовили и блестяще защитили искусствоведческие диссертации молодые музыковеды. М. Ш. Бонфельду принадлежит свыше 100 научных публикаций в местных, центральных и международных изданиях. Он участник всесоюзных, всероссийских и международных конференций в Москве, Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Минске, Варшаве... Помимо Вологодского педагогического университета, Бонфельд выступает с лекциями в других учебных заведениях России (Петрозаводской и Астраханской консерваториях, Владимирском государственном педагогическом институте, Архангельском педагогическом колледже, Мурманском музыкальном училище). Под его руководством и в его редакции вышло несколько научных изданий в Государственном Музее-усадьбе П. И. Чайковского в Воткинске, вышел сборник «Вопросы истории, теории и методики музыкального воспитания» в Архангельске, «Вопросы музыкознания и музыкального образования» в Вологде.

На протяжении всех лет пребывания в Вологде, помимо основной преподавательской и научной работы, М.Ш. Бонфельд активно работал на поприще музыкального просветительства и внес солидный вклад в развитие культуры Вологды и Вологодской области. В качестве члена методического объединения при Управлении культуры он работал как методист, был инициатором и организатором музыкально-теоретических олимпиад. Им создана целая школа музыковедов-теоретиков: большинство преподавателей в музыкальных учебных заведениях города и области — его ученики и ученики его учеников. Многие из них уже закончили высшие музыкальные учебные заведения. Среди учеников М. Ш. Бонфельда — кандидаты искусствоведения, профессора; трое учеников по классу сочинения стали членами Союза композиторов России.

Особая страница деятельности этого крупного музыканта — работа в Вологодской областной филармонии в качестве руководителя камерного ансамбля, лектора-музыковеда. Бонфельд создал камерно-инструментальный ансамбль и подготовил свыше 10 программ абонемента «Листая старые страницы» — одного из первых в стране, посвященного забытой и полузабытой русской музыке ХVIII — начала XIX века. Пять лет руководил Морис Щлёмович симфоническим оркестром Вологодского музыкального училища и сумел в этот период сосредоточить в оркестре лучшие исполнительские силы города — музыкального училища, филармонии, детских музыкальных школ, военных оркестров, а самое главное — привить высокую исполнительскую культуру своим «подопечным». По сути, это был уже городской симфонический оркестр. Феноменальная эрудиция руководителя позволила ему составлять уникальные программы из произведений русской, зарубежной и советской классики. (Вероятно, редко где исполнялись такие сочинения, как «Реквием» О.А. Козловского, «Вивальдиана» итальянского композитора ХХ века Ф. Малипьеро. А оркестр играл еще и Вальс-фантазию М.И. Глинки, Пятую симфонию, «Итальянское каприччио» и Вариации на тему Рококо П.И. Чайковского, Первый концерт для ф-но с оркестром, Увертюра «Кориолан», Романс для скрипки с оркестром и Седьмую симфонию Бетховена, Пятую симфония Шуберта, Первый фортепианный концерт С.С. Прокофьева и Скрипичный концерт Д.Б. Кабалевского, и многое другое).

Бонфельд активно работал в Вологде и как композитор. Он автор музыки ко многим спектаклям Вологодского театра кукол «Теремок», к спектаклям областного драматического театра, написал много песен, которые опубликованы в сборнике вологодских композиторов «Созвучие», а также других сочинений в разных жанрах. Вологодские хоровые коллективы исполняли его «Элегию» на стихи К.Н. Батюшкова, хоровой концерт «Нежные песни» и Реквием. Произведения М.Ш. Бонфельда исполнялись в Санкт-Петербурге, Астрахани, Петрозаводске.
На протяжении 25 лет М.Ш. Бонфельд возглавлял Вологодскую организацию композиторов-любителей. Он организовывал их концерты, конкурсы на создание музыкальных произведений.

Значительную роль сыграла деятельность М.Ш. Бонфельда в фиксации, изучении и публикации музыкального фольклора Вологодчины. Уже в первый год своего пребывания в Вологде он записал свадебный обряд в с. Чучково, а летом 1969 года осуществил фольклорную экспедицию в Кирилловский район. Материал этой экспедиции, наряду с песнями, собранными в предыдущие годы лег в основу составленного им сборника «Русские народные песни Вологодской области», изданного в Северо-Западном книжном издательстве (1973). Сборнику предпослана обширная авторская вступительная статья, а завершает его весьма обстоятельный его же комментарий (около 6 печатных листов). Это была первая публикация вологодского фольклора за 35 лет (предыдущий сборник песен, составленный З. В. Эвальд вышел в 1938 году). Бонфельд был организатором и основным докладчиком Первой научной конференции по проблемам вологодского фольклора, о которой он написал развернутую статью в журнале «Советская музыка» (1971, № 6).

Заметное место в деятельности М.Ш. Бонфельда занимают его выступления в качестве публициста и музыкального критика. Он автор более 120 статей в периодической прессе. После напряженной работы в Великоустюгском архиве и Великоустюгском краеведческом музее появилась его обширная статья - «Музыкальная культура Великого Устюга (1919-1921 годы)», повествующая о деятельности в эти годы профессионального симфонического оркестра и великолепной музыкальной школы в этом городе. Все эти материалы были опубликованы впервые, и благодаря этой публикации была открыта совершенно забытая, но очень важная страница культурной жизни Русского Севера.

Перечисление славных дел Мориса Бонфельда в Вологде занимает огромную площадь. А ведь было еще главное в его жизни: НАУКА. Ведь именно Бонфельду были заказаны учебники для ВУЗов «Введение в музыкознание» и «Анализ музыкальных произведений. Структуры тональной музыки», которые он написал, и которые уже внедрились в повседневную педагогическую практику. А кроме того — книги, многие из которых стали библиографической редкостью. Это, в первую очередь — «Русские народные песни Вологодской области», «Теоретический курс анализа музыкальных произведений», «П.А.Вульфиус. Статьи. Воспоминания. Публицистика» (К ней Бонфельд написал замечательную вступительную статью), вышеназванные учебники.
А статьи! Достаточно назвать «Авангард в музыке русского православия», опубликованную в парижском журнале ОКО, «Выход из Зазеркалья», вышедшую в Стокгольме, «Маяковский как теоретик стиха в контексте теории художественной речи», востребованную в Польше.
А его огромное теоретическое наследие по творчеству П.И. Чайковского! Одних статей для «Энциклопедии «Чайковский» — свыше шести печатных листов — и это не считая таких крупных работ, как «Проблема двуязычия в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама»; «П.И. Чайковский и русская литература»; «Категория «банальность» в музыке, и ее исследование в сочинениях Чайковского»; «Организация драматургического пространства в опере «Пиковая дама» и русской живописи конца XIX-нач. ХХ века»; «П.И. Чайковский и изобразительное искусство»; «Фон и рельеф в музыке и живо-писи (Драматургическое пространство в «Пиковой даме» П.И. Чайковского и творениях русских художников рубежа веков)»; «Чайковский в петербургской критике: первое десятилетие творчества (1865–1875)»; Чайковский как музыкальный журналист»; «Чайковский как личность»...
Вряд ли можно найти еще одного музыковеда, который был бы так востребован в повседневной музыковедческой практике. Во Всесоюзном Доме творчества композиторов «Иваново» на ежегодные семинары молодых ученых только на имя Бонфельда слеталось огромное количество музыковедов из всех республик СССР. Журнал «Советская музыка» («Музыкальная академия») заказывал Бонфельду невыполнимое количество статей (а он умудрялся их написать!)

Несть числа благородных дел, сделанных этим удивительным человеком. Лишенный таких, присущих практически всему роду человеческому, качеств, как зависть, корысть, стяжательство, Морис Бонфельд всего себя отдавал музыке, людям, Делу.
«Никогда ничего не просите. Сами придут, и всё дадут». По этой великой булгаковской формуле произошло всё в жизни Мориса Бонфельда: ему, пожалуй, единственному в Вологде была предоставлена четырехкомнатная квартира, в которой разместилась его библиотека, насчитывающая около 10.000 томов книг, партитур, клавиров; фонотека, в которой несколько тысяч записей; ему, одному из немногих, дарили любовь десятки и десятки его учеников, коллег, друзей; его — вологодского музыковеда — звали выступать на самых престижных конференциях, оппонировать самые серьезные диссертации в московских, питерских институтах и консерваториях.

Одна из соучениц Мориса Бонфельда, собираясь на ПМЖ в Израиль, сказала: «Морис! Давай, переезжай и ты!». Бонфельд посмотрел на нее своим детским взглядом и сказал: «Ты что, Марина! Моя почва — здесь!»
Быть может, это и есть — наша «Национальная идея»?

Петр МЕРКУРЬЕВ




УЧЕНЫЙ

Кандидатские диссертации пишут и защищают как необходимый тренинг научного мышления. И потому кандидатов наук довольно много. Докторов наук в области музыки насчитывается несколько десятков. Но как в любом сообществе, так и в музыкальном, истинных Учёных — единицы.
В небесспорном взгляде на существование музыкальной науки («а есть ли она?» — зачастую раздаются вопросы), Морис Бонфельд был воплощением именно УЧЁНОГО.
Ему неважно было, где жить (это при том, что доктора наук сконцентрированы, в основном, в наших двух столицах). Он выбрал Вологду (и Вологда выбрала его).
Мысль его текла из Вологды и распространялась по всему миру. И со всего мира текли мысли, суждения, знания к нему. И сам он был — НАУЧНОЙ СТОЛИЦЕЙ.
В моей жизни Бонфельд сыграл важную роль. Он помогал мне, когда я писал свой диплом «Факт и его интерпретация в музыкальной журналистике», а потом предложил мне быть его аспирантом и, как я узнал недавно, специально для меня «пробил» в Вологодском педагогическом институте аспирантуру.
Увы, я не оправдал его надежд — меня затянула практическая работа.

Андрей УСТИНОВ,
главный редактор газеты «Музыкальное обозрение»,
заслуженный деятель искусств РФ




публикации
главная
сочинения
контакт


 
Hosted by uCoz