Научные труды М. Ш. Бонфельда

1. Песни Вологодского края // Советская музыка, 1971, № 6
2. Русские народные песни Вологодской области: Сборник. Составление, вст. статья, коммент. Вологда: Сев.- Зап. кн.изд-во, 1973.
3. Памяти молодого ученого (конференция памяти А.А. Горковенко) // Сов. музыка, 1974, № 3
4. О специфике конкретного в содержании музыки // Критика и музыкознание: Сб. статей. Вып. 1 Л.: Музыка, 1975
5. Гайдн. Симфония № 86: К проблеме жанра «комическая драма» в инструментальной музыке. Л.: Филармония, 1976
6. Пародия в музыке венских Классиков // Сов.музыка, 1977, № 5
7. Учебно-метод. рабочие планы по курсу "История зарубежной музыки". Вологда: ВГПИ, 1979
8. Учебно-метод. рабочие планы по курсу "История русской музыки". Вологда: ВГПИ, 1979
9. Учебно-метод. рабочие планы по курсу "История советской музыки". Вологда: ВГПИ, 1980
10. Проблема двуязычия в опере П.И. Чайковского "Пиковая дама" // П.И. Чайковский и русская литература: Сб. статей. Ижевск: Удмуртия, 1980
11. Мужество романтика // П.А.Вульфиус. Статьи. Воспоминания. Публицистика. (Вст. статья). Л.: Музыка, 1980
12. О специфике воплощения комического в музыке // Эстетические проблемы музыкознания: Тез. докл. к научно-теоретической конференции. Горький, 1980
13. Об одном из возможных типов проблемной лекции по истории музыки (организация сюитного цикла) // Проблемы улучшения проф. подготовки и идейно-полит. воспитания студентов: Тезисы докл. на XIV внутривузов. метод. конф. Вологда: ВГПИ, 1980
14. Теоретический курс анализа музыкальных произведений: Учебное пособие. Вологда: ВГПИ, 1982
15. Народная музыка и современность: Рецензия на сб. статей // Музыкальная жизнь, 1983, №12
16. «Пиковая дама» П.И. Чайковского и некоторые черты театральной эстетики ХХ в. //Театр в жизни и творчестве П.И. Чайковского: Сб. статей. Ижевск: Удмуртия, 1985
17. Об одном из типов музыкального сюжета в романтическом цикле // Художественная деятельность. Эстетические, психологические, методические проблемы: Тезисы докл. Межвуз. научн. конференции. Петрозаводск: ЛГК, 1985
18. Группировка учебного материала по проблемам при изучении курса «Анализ музыкальных произведений». НИИВШ, №1047-86; деп. от 02.09.86.
19. Музыкальная жизнь Великого Устюга (1919-1921 гг.) // Музыкальная культура Северо-Запада РСФСР: Сб. статей (сокр. публикация). Петрозаводск: ЛГК, 1987
20. Системная организация курса «Анализ музыкальных произведений» в процессе подготовки учителя музыки // Повышение подготовки учителя музыки в условиях высшего веч. и заочн. образ.: Сб. статей. М.: МГЗПИ, 1987
21. Формирование музыкальной культуры в спецкурсе «Эстетика музыкальной речи» // Муз. культура и личность: Сб. статей. Владимир: ВГПИ, 1987
22. Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама» (к проблеме связности художественного текста) // П. И. Чайковский: Вопросы истории и стиля: Сб. статей. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1989
23. Творец в содружестве искусств // Чайковский об искусстве (вст. статья). Ижевск: Удмуртия, 1989
24. Художественное творческое мышление как теоретическая и практическая проблема // Психология - практике: Тезисы 1-й региональной школы – семинара. Вологда: Психологическое об-во, 1989
25. Категория «банальность» в музыке, и ее исследование в сочинениях Чайковского // Петр Ильич Чайковский: Биография. Творчество. Судьба наследия: Тезисы докл. и сообщений Международной конференции. Воткинск: СК РСФСР, ВНИИИ, и др., 1990
26. Взаимодействие искусств. Организация драматургического пространства в опере «Пиковая дама» и русской живописи конца XIX-начала ХХ века // П.И. Чайковский и изобразительное искусство: Сб. статей. Ижевск: Удмуртия, 1991
27. Музыка: Язык. Речь. Мышление. (Опыт системного исследования музыкального искусства). Ч. 1. Тезисы. М.: МГЗПИ, и др., 1991
28. Картина мира в творчестве Моцарта и Прокофьева // Моцарт - Прокофьев: Тезисы докл. Всес. научн. конф. Ростов-на-Дону, 1992
29. Авангард в музыке русского православия первых десятилетий ХХ века // Русский авангард в кругу европейской культуры: Тезисы и материалы мeждунар. конференции. М.: РАН, и др., 1993
30. Музыка русского православия в первые десятилетия ХХ века. Основные пути развития // Н. А. Рославец и его время: Тезисы и материалы междунар. конференции - Февраль 1992. Брянск, 1993
31. Крейнина Ю. Макс Регер. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1991, 206 с.: Рецензия на монографию // Музыкальная академия, 1993, № 3.
32. Авангард и барокко в музыке // Барокко в авангарде и авангард в барокко: Тезисы и материалы междунар. конференции – Москва, декабрь 1993. М.: РАН, и др., 1993
33. К проблеме многоуровневости художественного текста: Статья // Музыкальная академия, 1993, № 4
34. Картина мира в творчестве Моцарта и Прокофьева // Моцарт - ХХ век: Сб. статей. Ростов: Консерватория-РГПУ, 1993
35. Жанровая система в музыке XVIII века (в сравнении с системой литературных жанров) // Пуришевские чтения: Материалы мастерской «Жанр оды и жанровое мышление XVIII века». М.: МПГУ, и др., 1994
36. История зарубежной музыки: Методич. рекомендации для студ.-заочников муз.-пед. факультета Вологда: ВГПИ, 1994
37. Post hoc, ergo proter hoc (Скромные шубертовские вальсы) // Музыкальная академия, 1994, № 3
38. Провинция - кладовая культуры: Текст доклада (в сокращении) // Лад, 1994, № 11
39. Avsked fran Spegellfndet (Выход из Зазеркалья): Статья (в сокращении) // Artes,1994, # 4 Stockholm
40. Рахманинов и Гречанинов (авангардные тенденции в музыке русского православия начала ХХ века) // Рахманинов в художественной культуре его времени: Тезисы докладов. Ростов-на-Дону: изд. РПГУ, 1994
41. Анализ музыки как проблема // Выбор и сочетание: Открытая форма: Сб. статей. Петрозаводск - СПб.,1995
42. Дух рыцарства - дух авангарда // 100 лет русской музыки (1890-1990): Вопросы теории, истории, традиций и новаторства: Тезисы Всеросс. научн. конф. Петрозаводск, 1995
43. Анализ фуги: пособие для студентов - заочников Вологда: ВГПУ, 1995
44. Из истории музыкальной жизни Великого Устюга (1919-1921 гг.) // Великий Устюг: Краеведческий альманах. Вып. 1. (Полный вариант статьи). Вологда, 1995
45. Бытовая музыка в контексте теории художественной речи // Бытовая музыкальная культура: история и современность: Тезисы докл. научн. конференции. Ростов/Дон: изд. РПГУ, 1995
46. Творчество как интерпретация: Тезисы доклада // Проблемы художественной интерпретации в ХХ веке: Тезисы Всеросс. науч. конф. Астрахань,1995
47. Музыка как мышление // М.Ш. Бонфельд, П.С. Волкова, и др. «Музыка начинается там, где кончается слово…»: Монография. Астрахань-М., 1995
48. Вопросы методики, теории и истории музыкального воспитания: Сб. статей // Составление, редактирование, вст. статья. Архангельск, 1995
49. Маяковский как теоретик стиха в контексте теории художественной речи // Włodzimierz Majakowski i jego czasy: Сб. статей. Warszawa: PAN Instytut Slawistyki, 1995
50. Авангард в музыке русского православия // ОКО: Вестник Русского института в Париже. Paris, 1994, # 1
51. Проблемы анализа. Очерк первый // Музыкальная академия, 1996, № 2.
52. Полвека дому музыки (ненаучная история) // Вологда: Краеведческий альманах. Вып.2. Вологда: Русь, 1997
53. Музыка: язык или речь? // Язык и культура. Пятая межд. Конференция. Т. 1. Киев: Collegium, 1997
54. Ритм как проявление континуального мышления в искусстве // Взаимодействие искусств: Методология, теория музыкальное образование / Материалы межд. научно-практ. Конференции Астрахань, 1997
55. Проблемы анализа: Музыкальный материал (Очерк второй) // Музыкальная академия, 1997, № 3
56. Уроки великого маэстро: Статья (перераб. и расш. вариант) // Музыкальная академия, 1997, № 4
57. Музыка как информация (Новый взгляд на старые споры) // журн. Аудио-Магазин (СПб) 1998, № 1
58. Владимир Дашкевич. Киносимфония «Шерлок Холмс». Музыка к фильмам Игоря Масленникова о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне: Рецензия на компакт-диск // Аудио-Магазин (СПб), 1998, № 1
59. Музыка: Язык или речь? // Музыкальная коммуникация: Сб. науч. трудов (полный вариант статьи) СПб., Рос. ин-т истории искусств, 1996 (1998)
60. Анализ тональной музыки (Очерк третий) // Музыкальная академия, 1998, № 1
61. Профессионализм и дилетантизм в музыкальном творчестве (к постановке вопроса) // Музыкальная культура: XIX-XX: Сб. статей. Москва, 1998
62. Словотворчество Хлебникова и континуальное мышление: Доклад // Велимир Хлебников и художественный авангард ХХ века/VI международные Хлебниковские чтения: Научные доклады. Статьи. Тезисы. Астрахань: Изд-во АГПУ, 1998
63. Художественная картина мира в творчестве Моцарта и Прокофьева: Статья (полный текст) // Моцарт: Пространство сцены. Сб. статей. М.: ГИТИС, 1998 (с. 124-131)
64. Пространственно-временные отношения в оркестре Гектора Берлиоза: Тезисы доклада // Инструментоведение: Молодая наука. Сб. тезисов докладов междунар. Конференции СПб.: РАН - Росс. ин-т истории искусств, 1998
65. Музыкальная герменевтика и проблема понимания музыки // Междисциплинарный семинар: Тезисы докладов. Петрозаводск: ПГУ-Консерватория, 1998
66. Пушкин и Моцарт // Контакт (Бостон, США), июнь, 1999
67. Понимание музыки и вопросы преподавания теоретических и исторических дисциплин (Методологические заметки) // Преподаватель: Журн. Совета по педагогическому образованию (М., 1999, № 4)
68. Музыка как рефлексия. Конец эпохи: Бах. Моцарт. Чайковский. Стравинский. // Искусство на рубеже веков: Материалы международной научной конференции. Ростов-на-Дону: Ростовская гос. консерватория. Институт «Открытое общество», 1999
69. Интерпретация музыкальных текстов как открытая система (на примере наследия Шостаковича) // Междисциплинарный семинар-2: Тезисы докладов Петрозаводск: Петрозаводская гос. консерватория-КГПУ, 1999
70. Пространство и время в оркестре Гектора Берлиоза как объект изучения. «Фантастическая симфония» // Проблемы музыкального образования и педагогики. Сб. статей. Санкт-Петербург: РГПУ им. Герцена, 1999
71. Влияние социального контекста на восприятие и интерпретацию музыкальных текстов (на примере наследия Шостаковича) // Музыка российских композиторов ХХ века в контексте культуры. Тезисы Всероссийской научной конфер. Астрахань: Консерватория, 1999
72. Творчество как интерпретация // Текст. Культура. Социум: Сб. статей. Вологда: «Русь», 2000
73. Музыкальное приношение В. Хлебникова // Велимир Хлебников и мировая художественная культура на рубеже тысячелетий: Научные доклады. Статьи. Тезисы. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2000
74. Музыка Гаврилина - сегодня и всегда // Журн. «Мезон», Вологда, 2000, № 10
75. Анализ тональной музыки (очерк четвертый) // Музыкальная академия, 2000, №3
76. Польская культурная среда в Вологде середины XIX века // Поляки и русские: взаимопонимание и взаимонепонимание. Сб. докладов. М.: Индрик, 2000
77. Эйнштейн звукового пространства // Вопросы инструментоведения. Сб. статей СПб: РАН-РИИ, 2000
78. Вопросы музыкознания и музыкального образования: Сб. научных трудов // Редактирование Вологда: «Русь», 2000
79. Музыкальная герменевтика и проблема понимания музыки // Вопросы музыкознания и музыкального образования. Вологда: «Русь», 2000
80. Сложные формы: суть, коммуникативность, наполнение // Междисциплинарный семинар-3: Сб. материалов Петрозаводск, 2000
81. Понимание музыки: Основные стадии процесса // Междисциплинарный семинар-3: Сб. материалов Петрозаводск, 2000
82. Влияние социального контекста на восприятие и интерпретацию музыкальных текстов (на примере наследия Шостаковича) // Информационное общество: Культурологические аспекты и проблемы. Краснодар, 2000
83. Понимание музыки и вопросы преподавания дисциплин историко-теоретического цикла // Гуманитарное образование: традиции и новации СПб: РАО, РГПУ им. Герцена, Гум. ун-т профсоюзов, 2000
84. Фон и рельеф в музыке и живописи (Драматургическое пространство в "Пиковой даме" П.И. Чайковского и творениях русских художников рубежа веков) // Взаимодействие музыки с другими искусствами: Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск, 2000.
85. Приобщение к музыке как творчество // Синтез Познавательного и Прекрасного в образовании: Сб. материалов. СПб.: Левша. Санкт-Петербург, 2001
86. «Неевклидова геометрия» звукового пространства (к 80-летию со дня рождения Ю.Г. Кона) // Музыкальная академия, 2001, №1
87. ХХ век: смех сквозь жанр // Культурные коды двух тысячелетий: Сб. материалов Петрозаводск: «Периодика», 2001
88. Авангард в музыке русского православия первых десятилетий ХХ века //Русская культура на пороге третьего тысячелетия: Христианство и культура Вологда: «Легия», 2001
89. Приобщение к музыке как творчество // Гуманитарное образование: Традиции и новации / Тезисы докладов Санкт-Петербург: РАО, РГПУ, СПГУП, 2001
90. Северный Авиньон: Статья (в сокращении) // КОНТАКТ, (журн.), № 47, август 2001. Бостон, США
91. Северный Авиньон: Статья (полный вариант) // Мезон (Вологда), 2001, № 8
92. Введение в музыкознание: Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2001
93. Как вырастить Чайковского: Статья // Мезон (Вологда), 2001, № 11.
94. Музыка: Язык или речь? // Музыкант в традиционной и современной культуре: Материалы международного инструментоведческого симпозиума. СПб.: РАН, РИИИ, 2001
95. Музыкальная журналистика в контексте городской культуры (в сокращении) // Мезон (Вологда), 2001, № 12
96. Музыкальное мышление ребенка: специфические черты // Междисциплинарный семинар-4: Интеграция художественного текста Петрозаводск, 2001
97. ХХ век: Смех сквозь жанр // Искусство ХХ века: Парадоксы смеховой культуры. Сб. статей. Нижний Новгород, 2001
98. Не только за партой (Из истории музыкально-педагогического факультета) // Университетская газета (Вологда), 2001, №6
99. Аккордовые последовательности для пения и игры на фортепиано. Вологда, «Русь», 2001
100. Музыка как рефлексия: Бах. Моцарт. Чайковский. Стравинский // Личность, креативность, искусство: Сб. докладов на межд. симпозиуме. Пермь: Пермский гос. ин-т искуства и культуры: Прикамский соц. ин-т, 2002
101. Музыкальная журналистика в контексте городской культуры // Русская культура на рубеже веков: Русское поселение как социокультурный феномен. Сб. статей. Вологда: Книжное наследие, 2002
102. Взаимодействие видов искусства как проявление художественного ритма // Синтез в русской и мировой художественной культуре: М-лы Второй научн.-практ. конф. памяти А.Ф. Лосева М.: МПГУ, 2002
103. Разрушение тонального мышления: от романтизма к постромантизму (тезисы) // Золотi сторiнки музичної iсторiї України: Ференц Лiст та пiанiстична культура ХХ столiття Кировоград, 1999 (2002)
104. Бессмертный смех Дон Жуана // Мифема Дон Жуан в музыкальном искусстве и литературе: Сб. статей Новосибирск, 2002
105. Разрушение тонального мышления: от романтизма к постромантизму: Статья // Музыкальная культура: XIX-XX. Сб. статей Москва, 2002
106. Музыка Гаврилина - сегодня и всегда (полный текст) // Этот удивительный Гаврилин… С–Петербург, 2002
107. Музыкальная интонация и музыкальный образ // Музыкальное содержание: наука и педагогика:М-лы Всеросс. научно–практ. Конференции Астрахань,2002
108. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки. Ч.1. М.: Владос, 2003
109. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки. Ч.2. М.: Владос, 2003
110. Сложный контрапункт и анализ фуги: Методические рекомендации для студентов ОЗО. Вологда: Русь, 2002
111. Качание маятника или поиск истины?: Статья. Вопросы литературы, (М) 2003, № 1
112. Композиторская рефлексия: восстановление утраченного // Междисциплинарный семинар-5 (Текст художественный: в поисках утраченного) Петрозаводск, 2002
113. «Буду плыть, буду петь» // Музыкальная академия, 2003, № 1
114. Музыкознание как предмет изучения: идеология и технология // Современное музыкальное образование - 2002: Материалы межд. науч.-практ. конференции. Спб.: РГПУ-СПб Госконсервато¬рия, 2002
115. Мощь и невесомость // Вопросы литературы, 2003, №5
116. Музыкознание как предмет изучения в XXI веке // Образование в XXI веке: проблемы и перспективы. Туапсе, 2003
117. Суждено ли XXI веку стать веком гуманитарной культуры? / Выступление на круглом столе // Образование в условиях формирования нового типа культуры: III Международные Лихачевские чтения. С–Петербург, 2003
118. Приобщение к музыке: творчество и культура // Образование в условиях формирования нового типа культуры: III Международные Лихачевские чтения. С–Петербург, 2003
119. Синестезия как основа синтеза в художественном творчестве // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Мат-лы Третьей науч.-практ. конференции памяти А.Ф. Лосева. М.: МПГУ, 2003
120. Чайковский в петербургской критике: первое десятилетие творчества (1865– 1875) // Чайковский. Новые документы и материалы: Сб. статей. СПб.: Композитор, 2003
121. Странники поневоле: Статья // Вологда: Краеведческий альманах. В. 4. Вологда: Легия, 2003
122. «Зависть», или «Моцарт и Сальери»? // Вопросы литературы, 2004, №3
123. Инновационные аспекты в курсе «Анализ музыкальных произведений» // Современное музыкальное образование - 2003 (М-лы межд. науч.-практ. конфер. С–Петербург: РГПУ, 2003
124. Синтаксис как основа синтеза слова и мелодии // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Мат-лы Четвертой науч.-практ. конференции памяти А.Ф. Лосева М.:МПГУ,2004
125. Понимание музыки и преподавание ее истории и теории // Материалы III Международной науч.-пр. конференции «Динамика научных исследований ’2004». Т. 6: Музыка и жизнь» Днепропетровск: Наука i освiта, 2004
126. Вологодская филармония: Коллективная монография – проект книги; титульный главный редактор. Вологда: Департамент культуры, 2004
127. Хроника: люди, события, годы // Вологодская филармония. Вологда: Департамент культуры, 2004
128. Запечатленные мгновения // Вологодская филармония. Вологда: Департамент культуры, 2004
129. Понимание музыки и повышение качества преподавания музыковедческих дисциплин // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: Тезисы докладов С–Петербург: СПГУП, 2004
130. Мощь и невесомость (в сокр.) // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века: Сб. науч. трудов. Иваново: Изд-во Ивановский гос. Университет, 2004
131. Музыка как информация (новый взгляд на старые споры) (доп.) // Междисциплинарный семинар-7: Звукомир художественного текста. Петрозаводск, 2004
132. Континуальное мышление - неотъемлемый атрибут приобщения к художественной культуре // Образование в процессе гуманизации современного мира. С–Петербург: РАО, 2004
133. Зависть: Пушкин и Сальери – литература и жизнь // Сквозь границы: Культурологический альманах. В. 3. Киров: ВятГГУ, 2004
134. Элитарное и массовое: компромиссы и конфликты. Н-Новгород,2004
135. Понимание музыки как психологический процесс // Материалы международного конгресса по креативности и психологии искусства. Пермь, 2005
136. Духовный синтез: Моцарт и Пушкин // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Сб. Материалов 5-й конф. памяти А.Ф. Лосева. Москва, 2005
137. Гаврилин о музыкальном искусстве и просветительстве // Вологда, 2005
138. Валерий Гаврилин о музыке, и не только... // Музыкальная академия, 2005, № 3

Рукописи (избранное)

139. Комическое в симфониях Гайдна. 1979
140. Общеэстетические основы музыкальной речи: Пособие по спецкурсу. 1985
141. О субзнаковом характере музыкальной речи: Статья. 1988
142. Категория «банальное» и ее исследование в творчестве П.И. Чайковского: Статья. 1990
143. Музыка: Язык. Речь. Мышление. (Опыт системного исследования музыкального искусства). Ч.2: Контекст: Монография. 1990
144. Семантика музыки: проблемы текста и контекста: Статья. 1992
145. Музыка как речь и как мышление: Исследование. 1992
146. Выход из «зазеркалья» (о новом видении «старого» искусства): Статья (опубл. в сокращ.). 1994
147. Кладовая культуры: Доклад на международном круглом столе «Провинция в русском культурном сознании» (опубл. в сокр.). 1994
148. Из истории музыковедческого освоения сонатной формы: Тезисы доклада. 1994
149. Статьи в «Энциклопедию Чайковского» по музыкально-критическим выступлениям П.И. Чайковского. 1995
150. Музыкально-критическая деятельность Чайковского: Статья в «Энциклопедию Чайковского». 1995
151. Музыкальная культура Европы 17-18 вв.: Музыка и литература: Вступительная статья к разделу о музыке в «Энциклопедии культуры 17-18 вв.». 1996
152. Чайковский в критике и науке своего времени (1866-¬1913): Статья в «Энциклопедию Чайковского» 1996
153. Статьи для «Энциклопедии Чайковского» (критики и музыковеды его времени). 1996
154. Влияние контекстуальной социальной информации на интерпретацию музыкальных текстов (на примере наследия Шостаковича): Статья (опублик. тезисы). 1999
155. Сложные формы: Суть. Коммуникативность. Наполнение: Доклад (опубликован частично) 2000
156. Понимание музыки: Основные стадии процесса (опубликовано частично). 2000
157. Музыкальное мышление ребенка: специфические черты (опубликовано частично). 2001
158. Чайковский как музыкальный журналист. 2001
159. Рецензия на сборник научных трудов кафедры теории музыки Белорусской государственной академии музыки «Теоретическое музыкознание на рубеже веков». 2002
160. Музыкознание: идеология и технология. 2002
161. Континуальное мышление и музыкальное воспитание детей. 2002
162. Романсы Рахманинова: музыкально-поэтический синтаксис эпохи. 2003
163. Семантика музыкальной речи. 2003
164. Народное музыкально-поэтическое творчество: Статья в Вологод. Энциклопедию. 2003
165. Чайковский как личность: Глава в коллективную монографию. 2004
167. Валерий Гаврилин о фолькоре: Статья. 2004
168. Валерий Александрович Гаврилин: Статья. 2005
169. Шостакович–Свиридов–Гаврилин: пересекающиеся параллели: Статья. 2005



Hosted by uCoz
главная
фотоальбом
публикации о М. Бонфельде
контакт